музей наследие тольятти о музее экомузей
Музей Наследие
К 65-летию КуГЭС 6478
К 65-летию КуГЭС 6480
 СТРАНИЦЫ СТАВРОПОЛЯ
'К 65-летию КуГЭС'

К 65-летию КуГЭС   

View HTML

16 июня 1952 года в пойме Воложки началось строительство верхних судоходных шлюзов Куйбышевской ГЭС. Нещадно палило солнце. Воложка после спада весеннего половодья становилась все мельче, суживалась в русле, образуя затон. И вот тишина и девственный покой нарушаются лязгом гусениц, экскаватор подобрался к песчаному берегу и, вгрызаясь в податливый грунт, зачерпнул первые ковши песка и погрузил его в автомашины. Вереницей потянулись самосвалы. От механического землекопа они направлялись к Воложке, прямо в воду сбрасывали грунт.

Шлюзы расположились в пойме реки. Дно котлована их ниже уровня Волги. Отсюда естественная борьба с водой, которая проникала к местам работ. Фильтрация грунтовых вод была на редкость интенсивной. Велась непрерывная откачка воды насосами. Всего из котлована шлюзов насосами с иглофильтрами выброшено 111 млн кубометров воды. Строители в сухом котловане спокойно проводили свою работу по закладке основания шлюзов, по их наращиванию ярус за ярусом.

Верхние шлюзы вступили в действие в майский праздник 1956 года. А в конце апреля экскаваторщики выбрали последние кубометры грунта из перемычки, ограждавшей котлован шлюзов со стороны верхнего подхода. В перемычке образовалась прорезь. И волжская вода устремилась в верхние подходы. Подступив к рабочим воротам, она поднимается еще выше. Настает час эксплуатационного открытия судоподъемников. Проводятся надлежащие операции по заполнению камер нижнего и верхнего шлюзов и их раздельного бьефа (канала). Утром 5 мая водное пространство между шлюзами огласилось гудками судов. Одним из первых к причальной стенке верхнего шлюза подошел пароход «Мурманск» Камского пароходства, тянувший на буксире тяжелые баржи. Заработали моторы мощных лебедок. Многотонные металлические створки рабочих ворот плавно распахиваются. Члены экипажа «Мурманска» высыпали на палубу, любуясь невиданным железобетонным сооружением. Пароход швартуется в камере. Майский ветерок колышет кумачовые флаги и транспаранты, поднятые на самые высокие точки сооружения. Строители приветливо кричат речникам, выходящим из шлюза: «Полный вперед! Попутного ветра на просторах Куйбышевского моря!»

Каждый из шлюзов — нижний и верхний — поднимает или опускает суда на 14-15 метров (высота пятиэтажного дома). Питание шлюзов происходит самотеком — за счет разницы в уровнях воды. Жигулевские судоподъемники — крупнейшие не только на Волге, но и на других магистралях страны.



Дата :2023-06-16   [ Назад ]      [ наверх ]
 


 




МЫ В СОЦ СЕТЯХ
В КОНТАКТЕ В ОДНОКЛАССНИКАХ 

Политика конфиденциальности

Техническая поддержка

Андроид